Представители ДШИ н.п. Африканда впервые посетили VII Санкт-Петербургский международный культурный форум, который прошёл с 15 по 17 ноября 2018 года.
Форум заслуженно признан культурным событием мирового уровня, ежегодно притягивающим тысячи экспертов в области культуры со всего мира: звезд театра, оперы и балета, выдающихся режиссеров и музыкантов, общественных деятелей, представителей власти и бизнеса, академического сообщества. Организаторы Форума: Правительство Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, Правительство Санкт-Петербурга.
Форум развивается параллельно в трех направлениях. Обширная деловая программа представляет интерес для специалистов различных областей культуры. Фестивальная программа включает многочисленные культурные мероприятия для жителей и гостей Петербурга. Деловая площадка создает условия для реализации проектов и подписания соглашений в области культуры.
В общероссийском контексте Санкт-Петербургский международный культурный форум позиционирует себя как центральное событие культурной жизни великой страны в эпоху возрождения национального самосознания и переосмысления ей своего места в мире. Культура – это душа нации, поэтому международный культурный форум является одним из отправных пунктов и узловых точек этих исторических процессов.
Официальные дни форума с 15 по 17 ноября, но мероприятия начались задолго до официального открытия и продолжаются после его закрытия.
Выставка произведений Александры Азовцевой «Возвращение. Долгий путь домой» – живописца, художника декоративно-прикладного искусства, скульптора во Дворце Белосельских-Белозерских. Проект проводит серию выставок произведений Александры Азовцевой, относящихся к «китайскому» периоду творчества художницы. С большим успехом выставки уже прошли в Костроме, Светлогорске, Ульяновске, Алуште, Владикавказе, Грозном.
Ещё одна фотовыставка «История союза композиторов России», представленная во Дворце Белосельских-Белозерских, Виктора Ахломова, легенды отечественной фотожурналистики, выдающегося советского и российского фотожурналиста газеты «Известия», четырехкратного обладателя премии World Press Photo. На фотографиях запечатлены выдающиеся композиторы и исполнители: К. Кондрашин, Г. Свиридов, Е. Нестеренко, Р. Щедрин и М. Плисецкая, А. Шнитке, А. Пярт, В. Сильвестров, Г. Кремер, С. Губайдулина, М. Вайнберг и, конечно, любимый герой фотографа – Дмитрий Шостакович. Одна из фотографий – с репетиции Тринадцатой симфонии – стала не только одной из лучших работ Ахломова, но и, пожалуй, самым узнаваемым портретом Шостаковича.
На официальном открытии VII Санкт-Петербургского международного форума в Главном штабе Эрмитажа выступили Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Ольга Голодец, Министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский, временно исполняющий обязанности губернатора Санкт-Петербурга Александр Беглов, Его Превосходительство министр культуры и спорта Катара Салах бен Ганем аль-Али, Посол Италии в Российской Федерации Паскуале Терраччано.
Секция «Музыка» была открыта Пленарным заседанием под председательством руководителя секции Денисом Мацуевым (пианист-виртуоз, музыкально-общественный деятель, ародный артист России, Лауреат Государственной премии РФ). Говорили о том, что классическая музыка – это важный элемент нашей жизни. Публика, которая приходит на концерты молодеет – это отрадно. Затронута тема создания и работы молодежных оркестров в России, созданных виртуальных залах в России, благодаря которым население отдаленных городов и поселков приобщается к классической музыке. Представитель французского Медичи ТВ рассказал о виртуальной платформе, которая предлагает трансляции музыкальных мероприятий со всего мира, даря, таким образом, своим зрителям, которые живут далеко от городов или не могут потратиться на дорогостоящие билеты, возможность насладиться классикой в живом исполнении.
На Панельной дискуссии «Бренды в культуре: от личного брендинга до странового позиционирования», которая состоялась в Российскийском этнографическом музее, были представлены такие российские бренды как: Третьяковская галерея, Казанский кремль, Музей рукописной иконы, Студия «Союзмультфильм», Музей музыки.
Заключением первого дня стало посещение Музея хлеба. Музей представляет историю производства, хранения, продажи и потребления хлеба, кондитерских изделий и пищи, а также рассказывает об обычаях, культурных традициях, связанных с потреблением хлеба и пищи в истории и культуре народов России и мира. Выставка включает в себя следующие разделы: комплекс «Русское поле», рассказывающий о профессии жниц и традиции оставлять на поле последний снопик; тантамарески: «Жница» и «Косарь»; комплекс «Амбар с сусеками», рассказывающий о профессии торговца мукой и зерном; комплекс «Мельница», рассказывающий о профессии мельника. Отметим, что в музее очень много интерактива для детей.
День второй открыла Практическая конференция «Детские школы искусств: вектор развития», которая прошла в ДМШ им. М.Глинки. Руководитель Регионального ресурсного центра в сфере культуры и художественного образования Свердловской области Клещёва Наталья Валерьевна рассказала о работе центра. 13 лет проводят оценку качества образования ДШИ Свердловской области. Создали онлайн-сервис по аттестации педагогических работников, что значительно облегчает процедуру аттестации, как для преподавателей, так и для экспертов. Работает, созданная центром единая информационная методическая база для работников ДШИ, в которую входят помимо правовых документов, лучшие авторские работы преподавателей школ искусств Свердловской области. Также центр является пилотом по электронной системе расчёта нормативных затрат, где каждая ДШИ может ввести данные и рассчитать нормативные затраты на своё учреждение. В июне 2019 года ресурсный центр проводит Уральский культурный форум, частью которого станет фестиваль ДШИ Свердловской области. Эксперт Республиканского общественного объединения «Белорусская Ассоциация клубов ЮНЕСКО», эксперт по вопросам Конвенции об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения, координатор проектов по художественному образованию, Елена Григорьевна Гуляева поделилась информацией о работе, проблемах и развитии ДШИ в Республике Беларусь. Система дополнительного образования в сфере культуры очень похожа на нашу российскую: направления (имеется ввиду музыкальное, художественное, театральное, хоровое, декоративно-прикладное, художественно-эстетическое, хоровое и цифровое), разделение на предпрофессиональные и общеразвивающие программы, открывают на базе общеобразовательных школ специализированные классы (в России – это сетевые программы взаимодействия). Следующая тема была посвящена современным цифровым технологиям. По мнению Карасёвой Марины Валериевны, профессора Московской консерватории без цифрового обучения никак не обойтись. Необходимо использовать современные технологии, для того, чтобы с детьми и молодёжью разговаривать на одном языке. Это и интерактивные доски, и ресурсы Интернета, электронные обучающие программы, пособия, онлайн-симуляторы. В продолжение темы Сафонова Анна Владимировна, исполнительный директор издательства «Музыка», рассказала о том, что их издательство работает в музыкальном информационном пространстве очень давно. Ими разработаны пособия для интерактивных досок по предметам сольфеджио, слушание музыки, музыкальной литературе, которые построены на принципах слайдов с информацией, различных заданий, тестов, также есть интерактивное учебное пособие по «Школе игре на фортепиано» А. Николаева. С 2019 года издательство выпустит в продажу новое мобильное приложение «E-MUSICA». Рафаэль Салинас, профессор Высшей школы музыки (консерватории) Каталонии, профессор Международного университета Валенсии, пианист, доктор искусствоведения (PhD), говорил о таком явлении, как сценическое волнение. Рассказывал с точки зрения физиологии и психологии, о происхождении этого явления, которое известно не только музыкантам, но и всем людям творческих и нетворческих профессий. Также поведал о способах нейтрализации такого психофизического состояния.
Панельная дискуссия «Как поддержать развитие креативных индустрий». В России как такового кейса (портфеля) в этом направлении – нет. Были попытки обращения о создании такой структуры в Правительство РФ, но отклика не нашли, так как не могли определиться к какому ведомству, образованию, культуре, спорту или туризму, его отнести. По-хорошему нужна единая стратегия/программа, в центре которой должен быть дизайн. Во многих городах нет хорошей современности, всё серо и грустно, нет общего видения пространства города.
MEET UP «Коммуникации в культуре и бизнесе». В современном мире предпринимательская деятельность является одним из основных источников финансирования сферы культуры. Искусство становится тесно связано уже не просто с просвещением, но и с бизнесом. Примеры коммуникаций культуры и бизнеса в России: это фирма «SUMSUNG», которые являются партнёрами Большого театра, Эрмитажа, Петергофа, являются соучредителями литературной премии Л.Толстого в Ясной Поляне. Андреа Иерволино, актер, продюсер, основатель и генеральный директор TATATU из Италии рассказывал, что начинал всё с метода краудфандинга. Теперь в его кинолентах снимаются такие звёзды как Леонардо Ди Каприо. Также, он создатель действующего контента в Интернете TATATU, где людям платят деньги за то, что они смотрят на этой платформе фильмы, передачи.
Панельная дискуссия «Контент, аудитория, культура». Социальная и культурная ценность телевидения. Каналы активно меняют сетку вещания, производят новые программы, учитывая меняющиеся предпочтения аудитории и времени. Жесткая конкуренция телеканалов за рейтинг, публику, рекламодателя, а также появление «Новых медиа» - мощный инструмент для производства качественного контента, а также популяризации здорового образа жизни, искусства, кино и спорта.
День третий секции «Образование» открыла Панельная дискуссия «Классическое музыкальное образование: традиции и перспективы» в Санкт-Петербургском государственном университете. Модератором выступил Стадлер Сергей Валентинович, скрипач, Народный артист Россия, художественный руководитель Петербург-Концерта, главный дирижер Симфонического оркестра Санкт-Петербурга. Российская музыкальная школа по праву считается лидирующей в мире. Ее успехи широко известны, и многие великие артисты сформировались именно под влиянием ее традиций. Сегодня классическое музыкальное образование переживает переход от традиционной системы обучения к построению новых образовательных критериев. Эти изменения являются предметом для дискуссий во всем мире. Как никогда необходим обмен опытом и обсуждение текущих изменений представителями профессионального музыкального и академического сообществ разных стран. Ректор Московской консерватории, Александр Сергеевич Соколов говорил о формах государственной поддержки: это и участие студентов в конкурсе президентских грантов и работа в профессиональном симфоническом оркестре, где студенты получают заработную плату. С оркестром работают такие музыканты как, В. Спиваков, В. Гергиев, В. Федосеев. Сформирована система проведения Международных конкурсов, которые проводит консерватория и которые не повторяют другие международные конкурсы. Учреждение, одно из первых, в ближайшем будущем, пройдёт новую аккредитацию, которая позволит признать наши российские дипломы за границей. Итоговые слова: путь развития должен быть эволюционный, а не революционный. Барри Конингэм, композитор, декан факультета музыки Университета Мельбурна, построил свой доклад в форме вопросов и ответов. Музыка – доступна, её можно слушать где угодно. Раньше это было только живое исполнение, потом появились примитивные устройства передачи звуков, ну а в современном мире их огромное множество. Плюс в этом – это расширение аудитории, минус – появилась массовая музыка, которая имеет место быть, но зачастую не несёт в себе духовное развитие. Классическая музыка – это сохранение того, что было раньше, но важно не только технично исполнить произведение, но также уметь донести до слушателя и своё индивидуальное видение, т.е. важна индивидуальность, своя интерпретация. Дана Аль Фардан, композитор (Катар). С детства слушала русских композиторов: П.Чайковского, Н. Римского-Корсакова, И. Стравинского. Пишет музыку в сочетании классики и современности, так как считает, что классическая музыка - это синтез прошлого и будущего.
Вручение премии им. А.В. Луначарского. Премия им. А.В. Луначарского вручается ежегодно на форуме. Премия носит индивидуальный характер и присуждается рядовым труженикам сферы культуры и искусства по 9 номинациям. Всего было вручено 10 премий.
Церемония награждения завершилась подведением итогов работы VII Санкт-Петербургского международного культурного форума.
«Форум действительно получился, и в этом году он получился особенным. Культура – это мост, который соединяет народы. В эпоху, когда под мостами очень бурные воды, этим мостам не так легко устоять. В дни Форума мы видели большое количество людей, которые только здесь могли встретиться и поговорить. Много подспудных политических проблем было забыто ради культурной дискуссии, и это огромное наше достижение.
Так получается, что когда кругом становится сложно, значение культуры вырастает. Значение культуры и его понимание даже политиками возрастает. Наш Форум будет и дальше идти вперед, потому что простоты в политической жизни в ближайшие несколько лет не будет и потому что XXI век – век гуманитарный», – заключил руководитель секции «Музеи и выставочные проекты», генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.